Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище — место загадочное, малоизученное и уже обросшее легендами. Археологи называют его памятником сарматской, аланской и, возможно, еще нескольких культур, более ранних и более поздних. Эзотерики ищут среди развалин источники Силы, видят во всем таинственные знаки и даже приписывают древнее поселение атлантам. Руины домов и крепостных стен, дольмены, святилище на скалах-останцах, каменные фигуры, многочисленные кресты, выбитые на камнях и плитах, жреческие гадательные «вавилоны», надписи, похожие на руны, изображения людей и зверей — в этом мертвом городе, затерянном в глуши Кяфарского ущелья, наслоились друг на друга несколько эпох.
Лесо-Кяфарское городище



Основная часть городища, судя по археологическим данным, была возведена в XI веке, но некоторые фрагменты (дольмены) значительно старше — их относят ко II тысячелетию до н.э. Много ли в России памятников, уходящих в такую глубину веков? Казалось бы, Кяфарское городище по определению должно было стать заповедником еще в советские годы. Однако охранного статуса у него до сих пор нет, а серьезных научных исследований здесь не проводили уже лет двадцать.
Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище



Городище открыли и начали изучать сравнительно поздно — в отличие от Нижнеархызского, оно прячется в труднодоступном месте. Кяфарское ущелье — самое малозаселенное ущелье Карачаево-Черкесии, а поселок Лесо-Кяфарь — самое дальнее его поселение, граница цивилизации. Городище находится за этой границей, после него — только горы. На месте затерянность в пространстве и времени ощущается отчетливо. Единственный звук, который тут слышен — шум протекающих внизу рек Кяфарь и Кривая. Кажется, даже птицы не поют, хотя, возможно, это слуховая иллюзия — некоторые виды городища так напоминают картины из знаменитого ужастика «Сонная лощина», что воображение разыгрывается.

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище


Сегодня городище выглядит так: на узкой поросшей лесом возвышенности (два километра в длину и до двухсот метров в ширину) стоят руины домов, каменные фигуры, святилища, массивные крепостные стены и девятнадцать дольменов. На плитах и камнях видны четкие следы надписей и изображений. Заметно, что поселение застраивали по плану — можно различить нечто вроде улиц и городской площади. Однако что именно здесь когда-то было — столица аланов, или большой культовой комплекс, или крепость — версий много, а точных сведений нет. Это главная загадка Лесо-Кяфарского городища, и она сугубо историческая, вне всякой мистики. Не разгадана она исключительно из-за того, что серьезных археологических экспедиций здесь не было. Не занятое наукой место, конечно, заполнили мистические домыслы про космическую энергию, то ли исходящую из этой точки, то ли наоборот, льющуюся сюда с неба, про город атлантов и т.п. Странно, что в Лесо-Кяфарь не поселили амазонок, но всё еще впереди.

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище


Можно иронизировать над искателями паранормальных явлений, но люди, в конце концов, имеют право верить в то, во что им нравится. До тех пор, пока вера не перерастает в вандализм — как было несколько лет назад, когда некие любители решили «достроить» парочку дольменов: собрали их из нескольких разрозненных частей и закрепили для надежности все это дело бетоном. Свою лепту в разрушение внес и Сторожевский лесхоз (станица Сторожевая — ближайшее к Лесо-Кяфари крупное поселение): летом 1996 года его бульдозер просто разрушил главную улицу городища, которая тогда просматривалась отчетливо. Прокуратура потом постановила, что «никакого ущерба не нанесено» — неудивительно, ведь городище не является охраняемым памятников. Придавать ему статус заповедника никто пока не собирается. Да и помогает охранный статус, к сожалению, мало. Нижнеархызское городище, например, официально признано музеем-заповедником, но из его камней жители ближних поселков продолжают строить заборы и бани. Так что тем, кто хочет увидеть памятник своими глазами, стоит поспешить.
Лесо-Кяфарское городище



Без карты городища (она была составлена в 1991–1994 гг.) или краткого описания ориентироваться на месте сложно — приходится бродить наугад, натыкаясь на загадочные артефакты, буквально лежащие под ногами. Поэтому попробуем описать дорогу и расположение памятников.
Лесо-Кяфарское городище



От поселка Лесо-Кяфарь до подъема на городище нужно пройти около1,8 км. Дорога начинается на краю улицы Дружбы, идет вдоль реки Кяфарь, а после заболоченного участка сворачивает в лес. С этой точки городище уже видно. Узкий мыс, на котором оно стоит, называется Шпилем. Тропа на Шпиль уходит от дороги влево и вверх. Подъем начинается от поляны, где когда-то располагался посад, а теперь растут деревья. Разглядеть руины посада — кучки камней, разбросанных тут и там — можно только ранней весной, пока нет травы. А если присмотреться к деревьям на поляне, можно опознать в них одичавшие яблони и груши: в советское время тут был разбит фруктовый сад, давно заброшенный.
Лесо-Кяфарское городище



Артефакты, как уже сказано, лежат прямо под ногами, так что будьте внимательны. Прямо у входа на городище, справа от тропы, можно заметить камень с выбитыми на нем квадратами, вписанными друг в друга — так называемый «вавилон». Предполагается, что такие «вавилоны» использовались жрецами для гаданий. Поднимаемся чуть выше и справа видим еще один камень, очень большой и плоский, с многочисленными рисунками в виде крестов. Лучше всего изображения видны ранней весной, когда на камне еще не разросся мох (летом здесь очень тепло и сыро, поэтому мох растет быстро).
Лесо-Кяфарское городище



Кресты выбиты и на плитах, разбросанных чуть выше. Кроме крестов, там есть рисунки оленей и изображения, смысл которых сложно понять. Поскольку крестов на городище много, считается, что именно из-за них переселившиеся сюда мусульмане назвали реку Кяфарь, то есть река неверных («кяфарь» или «кафир» переводится именно так).
Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище


Если подняться по тропе еще метров на двести, увидим самое узнаваемое место городища — две останцовые скалы, представляющие собой бывшее святилище каких-то неведомых богов. Одна скала побольше, с площадкой наверху, другая узкая, как на плато Маньпупунер. На площадку первой скалы ведут каменные ступеньки, а наверху есть две плоские плиты, которые считаются жертвенными камнями (на них тоже можно разглядеть «вавилоны»). Современные посетители часто оставляют на плитах какие-нибудь личные вещи — сережки, например. То ли загадывают желание, то ли приносят жертву. Некоторые умудряются перелезать с большого останца на малый — там тоже есть выдолбленная в камне площадка.
Лесо-Кяфарское городище



В начале 1990-х между останцами была раскопана камера — тюремная или погребальная. Сейчас камера засыпана и между скал можно пройти.

От останцев тропа идет вверх. Слева, у края холма, уцелела оборонительная стена трехметровой высоты, сложенная из плоских камней без раствора. Если подняться выше, можно различить фундаменты домов — они стояли близко друг к другу на плоском участке городища. Еще выше будет маленький дольмен (они, кстати, использовались как гробницы), у которого хорошо сохранилась передняя стенка с круглым отверстием посередине. Рядом можно отыскать несколько фрагментов дольменов. Заканчивается городище крутым обрывом, рядом с которым видны руины двух небольших церквей и несколько фундаментов домов.
Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище


За Шпилем, через седловину, на возвышенности расположены аланский могильник и большая часть дольменов. Этот участок называется Иордан (Ордан), если верить преданию — по имени монаха-отшельника, жившего тут когда-то. Пройти со Шпиля прямиком на Иордан не получится. Нужно не доходя до конца городища спуститься направо, пройти седловину и подняться на второй холм — это и есть Иордан.
Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище



Заблудиться тут трудно, дорожки хорошо протоптаны. Даже дольмены найти несложно — от одного к другому ведет тропинка, как линия на навигаторе. Кроме дольменов, на Иордане есть остатки полуподземных склепов — здесь хоронили незнатных аланов (знатных погребали в дольменах).
Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище


Люди приезжают на городище в основном по эзотерическим мотивам, в поисках древнего места Силы. Появляются, конечно, и просто туристы, и походники, но мистика пока лидирует.

Местные особенности

Приехать на городище можно и зимой, однако рассматривать камни и фундаменты под снегом гораздо сложнее.

Руины и памятники распределяются по городищу не в хронологическом порядке, а хаотично. Дольмены, древнейшие из здешних сооружений, разбросаны по Шпилю и Иордану. Точнее, четыре штуки (разной степени сохранности) — на Шпиле, около полутора десятков — на Иордане.

Рядом с подъемом непосредственно на возвышенность Шпиль установлен стол с лавками, есть место для костра. Если вы собираетесь сделать привал, лучше использовать эту подготовленную стоянку. Палатки на городище ставить нельзя, и всякий разумный человек этот запрет понимает и соблюдает.

Если поедете на машине, советуем оставить ее около реки, чтобы не месить грязь на и без того развороченной дороге на Шпиль.

После Лесо-Кяфарского городища интересно отправиться на Нижнеархызское — старинным путем алан. Сохранился даже мощеный участок древней дороги, связывавшей два городища. Местные говорят, что по этой дороге через перевал до Нижнеархызского городища можно добраться пешком быстрее, чем на машине в объезд. Правда, в поход стоит взять проводника или основательно изучить карту местности. Можно использовать советские описания туристических маршрутов по республике.

История

Первые письменные сведения о Лесо-Кяфарском городище были опубликованы в Военном сборнике № 1 за 1860 год. Неизвестный автор писал, что в верховьях Кяфара «находится множество различных статуй и фигур, высеченных в камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц и рыб». Но еще до этого, в 1843 году, при строительстве Надеждинских укреплений станицы Сторожевой (12 кмот городища) использовались камни с городища.

Научные исследования памятника начались в 1952–1953 годах, когда сюда отправились экспедиции Пятигорского пединститута. В 1972 и 1975 году были изучены дольмены, отнесенные, по итогам, к эпохе бронзы.

В 1985 и 1988 году проводились археологические раскопки на Шпиле — ученые исследовали несколько жилых домов, один из которых гораздо больше остальных по площади. Тогда появилось предположение, что Кяфарское городище — это фамильный замок известного правителя Алании XI века Дергулеля Великого. Но эти выводы пока не подтверждены. Последний раз археологические работы на городище проходили в 1991–1994 годах, когда копали культовый комплекс на Шпиле.

Обидно не только то, что ученые исследовали лишь малую часть комплекса — жаль, что основная часть материалов так и осталась неопубликованной.

Считается, что аланы, жившие на городище до нашествия Тамерлана в XIV веке, использовали дольмены и для своих погребений. Самый большой, целый и богато украшенный дольмен с Кяфарского городища сейчас можно увидеть в Ставропольском краеведческом музее на улице Дзержинского. Он стоит во дворе музея и называется «Мавзолеем аланского вождя XI века». Дольмен отвезли в Ставрополь во время первой экспедиции в 1950-х.

Кто и зачем строил дольмены, науке неизвестно. Предполагается, что «дольменщики» стали первыми жителями городища, которое после них какое-то время оставалось незаселенным. Возможно, потом на их место пришли сарматы — эта версия возникла по аналогии с Нижнеархызским городищем, где присутствие сарматов доказано.

Когда на Лесо-Кяфарское городище пришли аланы (ираноязычные кочевники), тоже неизвестно. На Кавказе они появились в I веке н.э. Через несколько веков аланы были известны уже как оседлый народ, основавший или заселивший многочисленные городища в предгорьях Кавказского хребта. Самые ранние из аланских находок на Лесо-Кяфарском городище относятся к VII веку н.э. Самые поздние — к первой половине XIII века. К той же эпохе приписана и найденная здесь золотоордынская керамика (Кавказ, как известно, не избежал монгольского нашествия).

Как и другие поселения на территории современной Карачаево-Черкесии, Лесо-Кяфарское городище закончило свой век, скорее всего, с нашествием Тамерлана в конце XIV века, когда монголы просто стерли с лица земли аланское государство со всеми его городами.

Во время Кавказской войны — именно в этот период начали поступать первые после нашествия Тамерлана письменные данные о районе современной Карачаево-Черкесии — в долине Кяфаря жили адыгские (черкесские) племена.
(с) По материалам сайта

Описание

Сейчас это место называют Кяфарским городищем. По мнению ученых, стоящий здесь город был резиденцией аланских царей, политическим центром древнего государства Алания. Недалеко от Кяфарского городища находятся дольмены – одни из наиболее древних человеческих сооружений, представляющие собой мегалитические, то есть сделанные из цельных каменных глыб, надгробия. К сожалению, дольмены, находящиеся на территории Карачаево-Черкессии, почти разрушены, плиты на их поверхности уже наполовину вросли в землю, но на их поверхности заметны древние рунические письмена, нехарактерные для христианской традиции изображения крестов, рисунки животных, имевшие, скорее всего, ритуальный характер.
Лесо-Кяфарское городище


В районе расположения дольменов есть еще несколько культовых сооружений и природных объектов, служивших для этих целей. Необычной формы скалы имеют ровные площадки наверху – ученые до сих пор не могут установить, для чего служили эти площадки. Впрочем, и по поводу самих дольменов у ученых расходятся мнения – некоторых из них считают, что это были вовсе не надгробия, а так называемые «Места силы», священные культовые места уже потерянной в веках религии. Несомненно, одно, район Кяфарского городища – одно из интереснейших в России мест, требующее детального исследования.

Древнее аланское городище Лесо-Кяфар или Шпиль
В Военном сборнике №1 за1860 год появилась статья, где анонимный автор (А-Д.Г) пишет, что в верховьях Кяфара «находится множество различных статуй и фигур, высеченных на камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц и рыб».
Лесо-Кяфарское городище


Эти слова относятся к Кяфарскому городищу, долгое время остававшемуся неизвестным науке из-за своего расположения в труднодоступном месте.
Однако командование Линии знало о нем и в 1843 году при строительстве Надеждинских укреплений станицы Сторожевой солдаты брали камень с этого городища.

Кяфарское городище занимает длинную возвышенность между реками Кяфарь и нижней частью реки Кривой. Городище имеет протяженность около двух километров, при ширине от 50 до 200 метров. Возвышенность с городищем называется Шпиль, а следующее через седловину за Шпилем возвышение, где расположен аланские могильники большинство дольменов – Иордан (или Ордан).
Перед городищем на полянах располагался неукрепленный посад, однако сейчас только ранней весной там видны кое-где кучки камней, поскольку все строения давно разобраны на камень для строительства. В советское время на месте посада был заложен фруктовый сад, ныне одичавший.

Исследование городища началось в 1952–53 годах экспедициями Пятигорского пединститута под руководством П.Г.Акритасаи В.А.Кузнецова, бывшего тогда еще студентом. В1972 и1975 гг. изучением дольменов на Иордане занимался В.И.Марковин, доказавший их происхождение в эпоху поздней бронзы. В 1985 и 1988 годах раскопки на Шпиле провел Х.Х.Биджиев, исследовавший несколько жилых домов. Один из них имел большую площадь, что дало основание В.А.Кузнецову говорить о Кяфарском городище как о фамильном замке известного правителя Алании XI века – Дургулеля Великого. В 1991–94 годах экспедиции И.А.Аржанцевой провели раскопки культового комплекса Шпиля. Была составлена топографическая карта городища.
Все проведенные исследования охватывают только незначительную часть Кяфарского городища и оно остается, посути дела, почти не исследованным. К сожалению, материалы проведенных раскопок большей частью не опубликованы. А научную пустоту заполняют дикие гипотезы: о принадлежности городища атлантам (не путать с аланами) или о существовании на Кяфаре почти второго Бермудского треугольника с льющейся на Землю космической энергией («…не закрытый пуп Земли» как пел Высоцкий). Можно долго изумляться такой глупости, однако появляются весьма активные сторонники этих гипотез и начинают перестраивать дольмены по своему видению, закрепляя конструкцию бетоном. Это уже не смех, поскольку идет разрушение городища.
Летом 1996 года бульдозер Сторожевского лесхоза снес на городище главную (и единственную) улицу, хорошо видимую в те времена. Дело рассматривалось полтора года и в конце концов ст. советник юстиции Б.О.Дагужиев отписал, «…какого-либо ущерба при проведении лесхозом дороги не причинено». Действительно, сколько стоит улица древнего города?
К настоящему времени понятно, что Кяфарское городище многослойно. От наиболее древнего периода (I –II тысячелетие до н.э.) остались дольмены, из которых 3–4 расположены на Шпиле, а остальные, 12-15 находятся на Иордане. Аланы, занимавшие городище до XIII века н.э. использовали древние гробницы–дольмены для своих погребений.

Один из дольменов, находящийся сейчас в ставропольском музее, украшен изображениями людей, животных, бытовых сцен, мифических существ. Понятно, что такой дольмен служил местом погребения людей знатного происхождения. Кто был первоначальным создателем дольменов и куда исчезли эти племена – можно только предполагать, не имея каких-либо надежных оснований. Возможно, что после «дольменщиков» городище некоторое время было необитаемо, но в меото-сарматский период (IV в. До н.э. –первые века н.э.) городище снова заселено. Кто были насельники?
И. А. Аржанцева считает раннюю керамику на культовом комплексе меотской, однако слово «меоты» не является этнонимом, а обозначает разноязычные племена, жившие вблизи Меотиды (Азовскогоморя). Насельниками Кяфарского городища могли быть и сарматы, учитывая близость Нижнего Архыза, где присутствие сарматов доказывается в публикациях С. Ф. Варченко и А. Ю. Погребного, а также Н. А. Тихонова.

Неизвестно нам и время появления первых алан на Кяфарском городище. Ираноязычные кочевники–аланы появились на Кавказе в I в. н.э. Через несколько веков они известны уже как оседлое население, основавшее (или продолжившее) многочисленные городища в предгорьях Кавказа. Самый ранний, происходящий из Кяфарского городища немногочисленный аланский инвентарь относится к VII веку н.э. Что касается заката Кяфарского городища, то на территории посада встречается золотоордынская керамика, т.е. в первой половине XIII века Кяфарское городище продолжало существовать. Во времена Кавказской войны по Кяфарю жили многочисленные адыгские (черкесские) племена.

Как попасть на городище? От поселка Лесокяфарь, куда ходят автобусы из ст.Зеленчукской, вверх по Кяфарю 1.8 километра. Дорога идет сначала вдоль реки, а после прохождения заболоченного участка уходит в лес. Городище (Шпиль) уже в идно с этой точки. От поляны перед входом (бывший посад) по тропе начинается подъем на городище. Координаты входа: λ=41°25′.891, φ= 43°45′.942. Интересные объекты, отмеченные на плане И. Аржанцевой и З. Албеговой видны с первых шагов. Справа от тропы лежит камень с выбитым на нем «вавилоном» (системой вписанных квадратов), служившим по предположению И. Аржанцевой и З. Албеговой местом для гадания жрецов.

Несколькими метрами выше, слева от дороги расположен камень с выбитыми христианскими крестами. Христианские кресты часто встречаются на Кяфарском городище. Они видны на отдельных камнях и даже дольменах. Да и самоназвание Кяфарь происходит от слова «кафир»-неверный, как обозначают мусульмане всех людей не их веры. Для пришедших в эти места мусульман, Кяфарь стал рекой неверных, поскольку везде встречались символы христианства.
Лесо-Кяфарское городище



Выше по тропе метров на 80 справа видна группа плит, одна из которых полностью разрисована изображениями оленей и крестов. Другие плиты с изображениями оленей лежат по другую сторону дороги. Метров через 200 вверх от плиты справа в лесу виден самый интересный объект городища – культовый комплекс, представляющий из себя две скалы–останца. На плоскости одного останца, куда ведут ступени, расположены жертвенные камни. После принятия христианства перед жертвенными камнями была построена церковь, фундамент которой хорошо виден. На камнях культового комплекса видны изображения вавилонов. Экспедицией И. А. Аржанцевой между двумя останцами была раскопана камера, в которую спускались ступени. Вход в камеру был замурован. В камере найдены фрагменты керамики и кости человека. Неясно, было ли это погребение или тюремная камера.
Лесо-Кяфарское городище



Еще дальше культового комплекса, слева от тропы видна оборонительная стена, высота которой в отдельных местах доходит до трех метров. Выше стены начинается плоская часть Шпиля с хорошо видимыми фундаментами домов. Плотная застроенность городища видна на фрагменте плана, составленного экспедицией И.А. Аржанцевой.

Пройдя сотню метров по плоской части городища и подойдя к обрывистому краю в сторону реки Кривой можно увидеть дольмен, у которого хорошо сохранилась передняя плита с круглым отверстием. Недалеко видны части двух других дольменов. На продолжающемся далее городище видны многочисленные остатки жилых домов и двух небольших церквей. Городище кончается крутым обрывом. Чтобы пройти на Иордан, следует не доходя до конца городища спуститься направо под обрывистую часть, где идет тропа, и пройдя седловину подняться на Иордан. Множество приходящих туристов проложили на Иордане хорошо видимые тропы, которые ведут от одного дольмена к другому.

Кроме дольменов на Иордане видны многочисленные полуподземные склепы−погребения алан не знатного происхождения. Песчаниковые плиты для дольменов и полуподземных склепов добывались в каменоломнях, одна из которых находится на правом берегу Кривой, недалеко от входа на городище. Рядом с каменоломней расположен небольшой грот. Кяфарское городище и Нижне-Архызское существовали одновременно. На это указывает участок мощеной древней дороги между двумя городищами. По всей видимости, еще одна дорога шла мимо Иордана на хребет Мыцешта в сторону Старого жилища (современный Архыз) и далее через перевал Пхия на Лабу, откуда несложно пройти к морю через перевал Дамхурц.

Поделится в соц. сетях

Похожие публикации


Наверх